Вас за@@@а работа в офисе? Надоела следить за квиком? А может продать все и поискать приключений на свою @? А почему бы и нет, решил один россиянин, продал квартиру в Москве, бросил инвест компанию, взял лопату и отправился в страну кенгуру. Читаем и удивляемся.
О лицензиях. В Австралии добывать золото может любой человек, получив лицензию на частную добычу. В каждом австралийском штате свой тип лицензии. Например, в штате Виктория (самый богатый золотом штат) лицензию выдают на 2 года, в других штатах — на 1 год и пожизненно. Лицензия выписывается в течение нескольких минут после заявки. Стоимость в каждом штате своя: самая дорогая — в штате Квинсланд (60 долларов в год); в штате Виктория двухгодичная лицензия стоит 30 долларов. Лицензию может получить любой человек, легально находящийся на территории Австралии, в том числе, и российский турист.
О правилах. Правила добычи золота тоже разные. В штате Виктория нельзя использовать минидраги, породу можно брать только лопатой. В штате Квинсланд драги разрешены, но в некоторых реках водятся крокодилы, поэтому надо быть осторожным. Примечательно, что днем крокодилов не видно и можно нырять целый день, добывая золото драгой со дна речек. Но ночью, когда выходишь на берег реки, вся поверхность воды в красных огоньках — это светятся глаза голодных хищников.
Работать с металлоискателем можно во всех штатах. Только ямы за собой надо закапывать. Есть еще некоторые ограничения. Например, нельзя трогать культовые места аборигенов, добыча золота запрещена в заповедниках. В некоторых штатах есть ограничение по весу снаряжения (до 20 кг).
Всё золото, которое добыл, — твое. Только в штате Новый Южный Уэльс не отменено старое ограничение: можешь взять не больше 30 граммов золота за 48 часов.
Найденное золото здесь можно спокойно продать. Есть пункты приема и частные скупщики. Если золота много, то цена близка к биржевой. Отдельные интересные самородки можно продать дороже биржевой цены, хотя очень трудно с ними расставаться.
Где и чем искать. Самородки в Австралии находят постоянно, и по несколько сотен граммов, и по несколько килограммов. Здесь каждый золотоискатель мечтает найти большой самородок. В каждой деревушке, расположенной в золотоносном районе, есть музей, где выставлен муляж найденного поблизости крупного самородка — 40 или даже 60 кг.
Сегодня искать самородки помогает металлоискатель. Легкодоступные места, в основном, исхожены, но при знании местности и с современным металлоискателем (с высокой степенью дискриминации, позволяющей использовать монокатушку при высочайшей минерализации грунта) самородки по-прежнему находят.
Искать в этих местах очень просто, так как в основном площади поиска — это ровный ландшафт с редкими деревьями и невысокими скальными образованиями.
Русла рек и ручьев полностью перерыты старателями прошлого, хотя старательская добыча ведется и сейчас. Как-то я наткнулся в лесу на золотоискателя — австралийца. Руки в наколках, выжженные солнцем, сбитые раскопками, пальцы в самодельных золотых печатках, на шее большой самородок. По-моему, он рыл поблизости шахту для отработки найденной золотой жилы. Несмотря на то, что мы общались с ним несколько дней, он крикливо называл меня russian muffia (русская мафия).
Вообще в Австралии множество мест, интересных для старателя. Территория страны огромна и примерно равна территории Сибири. Места чрезвычайно разнообразны и везде свои особенности, зависящие, в том числе, от сезона. При численности населения около 20 млн человек большая часть людей живет в городах, поэтому сравнительно нетрудно найти мало исследованные участки для старательского поиска золота.
В районе Золотого Треугольника (Ballarat, Wedderburn, Bendigo) древние горы за миллионы лет почти полностью разрушены. Остались холмы, усыпанные кварцем. Это место считается самым крупным в мире месторождением самородков. Золото там лежит практически на поверхности. В старые времена здесь были золотоискатели, называемые rain diggers. Они ходили по склонам после дождя и собирали открывшиеся блестящие самородки.
В юго-восточной части штата Виктория условия совсем другие. Большой горный массив весь изрезан ручьями и реками. Множество труднодоступных мест плохо исследовано. Промышленная добыча золота здесь запрещена, — берегут природу. Есть места, где людей вообще не было. С помощью металлоискателя можно найти хорошее золото, ныряя в речку с маской и трубкой, и выковыривать золото из щелей плотика отверткой.
Как застолбить удачный участок. При обнаружении хорошей жилы, подходящей под промышленную добычу (на большинстве территорий она разрешена), можно застолбить за собой участок и взять его в аренду у государства на необходимый срок (до двадцати лет с правом продления). Сама аренда практически ничего не стоит, деньги возьмут на последующую рекультивацию (сумма зависит от особенностей добычи и местности) и за лицензию на добычу (обычно 2000–4000 долларов для небольшого предприятия). Австралия заинтересована в увеличении добычи золота, поэтому участок с лицензией может получить не только житель Австралии, но и иностранец. Далее можно продать на аукционе право аренды участка с месторождением или наладить добычу самому. Для самостоятельной добычи надо получить бизнес-визу (наличие участка явится основанием для этого). После двух лет работы можно получить визу постоянного жителя, еще через два — гражданство.
О золотом характере австралийцев. Сегодняшняя Австралия построена, в значительной мере, за счет золота, добытого старателями в прошлом. Тяжелая старательская работа наложила на людей своеобразный отпечаток. Здесь очень сильна взаимовыручка, без которой, видимо, раньше было не выжить. Иногда доходит до смешного, — если увидите в самолете человека, который не сядет до тех пор, пока не поможет всем соседям закинуть на полки багаж, то это, скорее всего, австралиец. На дорогах как у нас, мигают фарами, предупреждая о проверке на скорость. Здесь не принято друг на друга «стучать», не принято врать. Улыбаются австралийцы действительно искренне. Когда надо добиться общей цели, быстро объединяются.
Потомки каторжан и старателей, австралийцы в большинстве своем не любят власть и не доверяют ей. Хотя власть очень старается делать (именно делать, а не говорить) все, чтобы понравиться. Я долго не мог привыкнуть к австралийским полицейским, искренняя задача которых помочь тебе и защитить, а не «наехать» по любому поводу. Интересно то, что в этом высокоразвитом государстве народ живет, в первую очередь, не по закону, который они традиционно не очень уважают и могут нарушить, а нередко по общественным понятиям, сформированным золотым прошлым. И это несмотря на то, что законы естественны, логичны, понятны и отвечают интересам народа.
Литовский К., Мельбурн, Австралия