|
Борис Константинович Кавчик, заведующий отделом, кандидат геолого-минералогических наук
|
Добыча россыпного золота ведется в России уже почти 200 лет и в настоящее время ее объем ежегодно составляет около 50 т. Однако запасы россыпного золота близки к исчерпанию. Практически все объекты изучены и разведаны, промышленные россыпи найдены и почти отработаны, поиск новых промышленных россыпей становится все дороже.
Вместе с тем дефицит запасов для промышленной добычи совсем не означает, что россыпного золота уже нет. Такое мнение препятствует реальной оценке ресурсов драгоценного металла, поиску возможностей и технологий их эффективного использования.
Оценкой непромышленных ресурсов россыпного золота пока специально никто не занимается. Поэтому следует это сделать хотя бы в общих чертах.
Прежде всего необходимо обратить внимание на техногенные россыпи. Среднее содержание в них золота – 50-100 мг/м3, т.е. в денежном выражении – 25-50 р/м3. При современных ценах на дизельное топливо (20 р/л) доход в 50 р/м3 вряд ли может кого-то привлечь. Однако среднее содержание золота – показатель условный. Золото не распределяется равномерно, поэтому даже при его низком среднем содержании в любой техногенной россыпи можно найти локальные богатые участки – небольшие гнезда размером в доли метра или первые метры.
Примером может служить золото на плотиках отработанных россыпей. Бульдозером рыхлить коренные породы дорого, но в этих породах есть трещины, и из них легко извлечь богатые пески. С помощью металлодетектора не составляет труда найти самородок в трещине плотика.
В 2006 г. по договорам с предприятиями в Иргиредмете испытали металлодетекторы на двух отработанных россыпях. За 4 дня ненапряженной работы два человека собрали 17 мелких самородков общей массой 97,5 г. Аналогичные работы проводятся Иргиредметом с 1997 г. Почти на всех отработанных полигонах найдены самородки, самый большой (175 г) – в Бодайбинском районе.
Золото остается не только на плотике, но и в бортах карьеров. Предприятию выходить за контур запасов, установленный разведкой, невыгодно даже при высоком содержании золота. Этому, в частности, препятствуетсуществующее законодательство. Добыча золота за контуром требует специального разрешения, которое трудно получить, или наказывается как незаконная. Поэтому в бортах карьеров золото всегда есть, и по рассказам "нелегалов" его добыча подчас достигает 10 г на 1 человека в день. С геологической точки зрения такие рассказы вполне правдоподобны – богатые гнезда найти в бортах карьеров, когда вскрыт "спай", вполне реально и не слишком сложно.
При промышленной добыче золота применяются высокопроизводительные промывочные приборы. Но качество промывки, как правило, низкое и золото извлекается не полностью. В 2000 г. Иргиредметом были проведены специальные НИР по оценке дражных отвалов на самородки. С помощью металлодетекторов на поверхности отвалов найдено 19 самородков общей массой около 700 г.
Техногенных россыпей в России десятки тысяч, и практически в каждой россыпи можно найти участки для непромышленной добычи.
Кроме техногенных россыпей, имеются и другие золотосодержащие объекты. В удаленных районах остались мелкие россыпи. По количеству содержащего в них золота (2-10 кг) они не могут быть промышленными и в геологических отчетах отмечаются как проявления, не представляющие промышленного интереса. Многие из них просто не выявлены. Там, где нет дорог, золото до настоящего времени можно найти прямо на дне речек.
Особую группу объектов представляют "косовые" россыпи. Золото очень ковкое, поэтому может образовывать чешуйки, которые легко плавают по поверхности воды. Чешуйчатое золото переносится реками во время паводков. При снижении уровня воды оно отлагается на речных косах, а иногда и на прибрежных кустах. Если золото не собрать, то следующим паводком оно уносится ниже по течению и со временем попадает в океан. Например, р.Амур по некоторым оценкам выносит в Охотское море около 8,5 т золота ежегодно. Промышленным способом "косовое" золото добывать невозможно. Концентрируется оно мелкими гнездами, за валунами, кочками, выступами берега и т.п. До революции гнезда с "косовым" золотом вручную отрабатывали местные жители по Амуру, Зее и другим рекам. Для них добыча такого золота было сезонным приработком – пополнением дохода, получаемого от сельского хозяйства. Сейчас "косовое" золото не добывается.
|
|
Самородок на поверхности коренных пород. Бурятия, 2006 г
|
Множество непромышленных россыпей имеется не только в Сибири, но и в европейской части России: в Архангельской, Кировской, Саратовской, Нижегородской областях и др. Перед Великой Отечественной войной золото (непромышленным способом) добывалось в Подмосковье.
На первый взгляд может показаться, что непромышленные россыпи золота не представляют практического интереса. Однако это не так. Как уже отмечалось, они связаны с особенностями накопления золота в природных условиях. Из-за высокой плотности золото концентрируется в локальных ловушках-гнездах, которые имеют небольшие размеры (доли метра – первые метры). Содержание золота в гнездах в десятки раз выше среднего по россыпи. Именно из-за этого при низком для промышленной отработки среднем содержании золота (50-100 мг/м3) в россыпи можно найти гнезда с содержанием от нескольких грамм до десятков грамм на 1 м3. Если имеется оборудование, позволяющее находить гнезда и селективно их отрабатывать, то добыча золота из непромышленной россыпи может оказаться вполне рентабельной.
В целом сырьевая база непромышленного россыпного золота в России представляется уникальной. Скорее всего, это не одна тысяча тонн. С учетом этого стоит задуматься, как использовать эту сырьевую базу непромышленного золота.
За рубежом для непромышленной добычи золота разработано разнообразное оборудование. Для поискаобогащенных гнезд предлагаются геофизические приборы – уже упомянутые выше металлодетекторы. Они позволяют легко и практически без затрат обследовать перспективные площади и выявлять богатые гнезда и самородки золота.
Для отработки небольших гнезд выпускаются различные мини-промприборы и мини-драги, особенностью которых являются портативность и автономность. Оборудование легко перевозится на легковом автомобиле, самые маленькие образцы переносятся в рюкзаке. Работает оборудование от автомобильного аккумулятора или легкого бензинового двигателя. Это позволяет отрабатывать небольшие золотоносные участки в самых отдаленных районах. Мини-драги были испытаны на Вилюйских "косовых" россыпях и показали удовлетворительные результаты.
В целом технические проблемы добычи золота из непромышленных россыпей в настоящее время решены на достаточно высоком уровне. Разработаны также технологии отработки непромышленных россыпей с помощью мини-оборудования [1].
|
|
Самородок массой 175 г., найденный в отработанном карьере,
Бодайбо, 1997 г.
|
Однако реализовать имеющиеся технические возможности сегодня невозможно. Причина заключается в том, что российским законодательством отработка непромышленных россыпей не предусмотрена.
Заведомо непромышленная россыпь не может быть выставлена на конкурс, следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. В целом все российское законодательство от лицензирования до правил сохранности золота ориентировано исключительно на промышленные месторождения. А поскольку в непромышленной россыпи промышленных запасов по определению не содержится, то вся система российских законов оказывается неприменимой.
Из-за существующей законодательной "дыры" огромное число непромышленных россыпей не осваивается. Остатки золота иногда закапываются с целью рекультивации нарушенных земель, "косовое" золото выносится в море. Отдельные непромышленные россыпи разрабатываются тайком в обход закона или незаконно. Добыча золота ведется в очень небольшом объеме бесконтрольно, на крайне низком техническом уровне, без соблюдения техники безопасности.
|
|
Самородки, найденные в дражных отвалах, Бодайбо, 2000 г.
|
Попытки легализовать использование непромышленных россыпей в России уже предпринимаются. В 2003 г. Государственной Думой была принята поправка к Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", которая разрешала"вольноприносительство". Но она вызвала резкую критику и была отклонена Президентом. В настоящее время в связи с ростом незаконного оборота золота снова поднимается вопрос о вольноприносительстве. Разработана концепция инновационного мегапроекта "Сокращение теневого оборота драгоценностей в России" [2].
В то же время непромышленные россыпи появились не сегодня. Они есть не только в России, но и в других странах. Соответственно целесообразно учесть имеющийся опыт использования непромышленных россыпей и уточнить, что именно стоит разрешить.
В зависимости от сырьевой базы и законодательства отработка непромышленных россыпей возможна различными способами.
|
|
Самородок на дне ручья (вид сверху). Бурятия, 1998 г
|
1. Вольноприносительство (вольное старательство), подразумевающее работу на заранее не ограниченной (или значительной по размеру) территории и включающее поиск золота и его добычу непромышленным способом. Вольноприносители в России (до запрета в 1951 г.) обследовали труднодоступные районы и находили золото для добычи. Иногда они открывали крупные месторождения и целые золотоносные районы. Богатейшие Колымские россыпи были найдены старателем Бориской еще до первой мировой войны. Он погиб возле своего шурфа, но при нем был найден мешочек с золотом. Сведения об этом дали основание для целенаправленных работ при советской власти. В 1940-х гг. на Колыме работал прииск, названный Борискиным. Куранахский рудный узел также был открыт небольшой артелью старателей-якутов в 1923 г.
Особенно широко вольноприносительство было развито в России после принятия в 1901 г. Закона "О свободном обращении золота", по которому частным золотопромышленникам и физическим лицам разрешалось свободно осуществлять операции по купле-продаже золота, за исключением его вывоза за границу, или сдавать золото в любые отделения государственных или частных банков. Вольная золотодобыча продолжалась и после революции. Геологические данные о месторождениях были утеряны. Золото добывалось населением "от мала до велика" на косах, ключиках, старых отвалах. Первые советские предприятия "выполняли" план в значительной мере за счет золота, добытого вольноприносителями [3]. Советское государство старалось их привлечь также к поиску новых россыпей, предлагая значительные премии за открытые месторождения. Вот что писали о них в 1935 г.: "Старатели-золотничники являются лучшими практиками-разведчиками, выявляя в глухой сибирской тайге богатейшие площади… Все предприятия системы Главзолото обязаны широко объявить о льготах и поощрениях, которые будут оказаны первооткрывателям и наиболее активным частным (вольным) разведчикам" [4].
|
|
Плавучее ("косовое") золото в лотке
|
В отдельные периоды вольноприносителями называли людей, сдающих золото неизвестного происхождения. В золотоприемной кассе не спрашивали, откуда золото (украл, нашел, добыл). Иногда вольноприносителю достаточно было перейти порог золотоприемной кассы, чтобы легализовать украденное золото. Такого типа вольноприносительство поощрялось, например, в СССР в 1940-е гг. и во время Великой Отечественной войны, когда стране было нужно "любое" золото.
Вольноприносители искали и добывали золото на площадях, не занятых золотопромышленниками. Этим они отличались от "хищников", которыми называли и называют нелегальных старателей, добывающих золото на "чужой" площади (на известных месторождениях) без разрешения или лицензии. Известны случаи, когда тысячи нелегальных старателей работали на богатых россыпях, не обращая внимания на хозяев. Запретить добычу удавалось только с применением силы. Иногда "хищники" добывали достаточно золота, чтобы откупиться от полиции и продолжать незаконный промысел. Хищничество во все времена преследовалось и наказывалось, но никогда не прекращалось. В 2005 г. в Монголии толпы "хищников" заняли богатый полигон фирмы "Золотой Восток-Монголия". Освободить полигон удалось только после обращения к правительству страны.
|
2. Непромышленное старательство ведется на основе лицензии, договора или разрешения. В лицензии указываются участок работ и оборудование, которое может использоваться для горных работ и промывки песков. Без дополнительных согласований разрешается использовать оборудование, не наносящее вреда природе. По зарубежному опыту к такому оборудованию относятся: ручной горный инструмент (кайло, лопата и т.п.), лоток, мини-промприборы (с мощностью насоса до 2-5 кВт), металлодетекторы и т.п. Перечень оборудования определяется местными природоохранными ведомствами: в одних регионах может быть разрешена только лотковая добыча золота, в других – с использованием мини-промприборов, металлодетекторов и т.п.
Непромышленное старательство развито в основном в странах с низким уровнем жизни, где добыча 0,5-1,0 г золота в день на сумму 10-20 дол. считается привлекательным заработком (многие африканские страны, Монголия, СССР до 1950 г. и др.). Стоимость и срок действия лицензий устанавливаются местными властями. Срок действия лицензий колеблется в основном от месяца до "пожизненно". В некоторых регионах лицензии выдают только местным жителям, в других – стараются привлечь приезжих (см. ниже – "любительская добыча золота").
Пример организации непромышленного старательства можно взять из недалекого российского прошлого. До 1950 г. любой житель прииска, не имеющий уголовного прошлого, мог получить разрешение на старательство. Разрешение (допуск) выдавало приисковое управление, на территории которого находился участок работ. Разрешения выдавались бесплатно. Нередко добыча золота была добровольно-принудительной. Работникам предприятий и членам их семей устанавливали план на добычу в нерабочее время. Добытое золото можно было сдать на предприятие или в золотоприемную кассу и сразу получить деньги или товар. Кроме платы за золото, старатель имел социальные льготы (оплату по больничному листу, пенсию), освобождался от уплаты налогов, мог получить награду [5].
В странах с высоким уровнем жизни непромышленное старательство развито слабо. Заработок в 10-20 дол. в день для их граждан малопривлекателен. Не развито старательство также при очень бедной сырьевой базе, когда найти участок с "хорошим" золотом или ценный самородок – редкая удача и реально заработать добычей золота невозможно. Распространенным вариантом использования непромышленных россыпей в таких условиях является организация туризма.
|
|
Обследование коренных пород с помощью металлодетектора
|
3. Туризм с добычей золота развит во многих странах, где имеется хоть немного россыпного золота (Швейцария, Германия, Финляндия, США, Канада, Австралия). При умелой рекламе и организации даже мизерные остатки золота позволяют привлечь туристов и за счет них получать доход в течение многих лет. Изредка кто-то из туристов находит самородок или ценный образец с золотом, что используется для рекламы. Возможность интересно провести время и добыть золото своими руками привлекает людей. Фирма организует туристические лагеря, обучение работе, сдает в аренду оборудование, обеспечивает транспорт, проводников, организует досуг (охоту, рыбалку). В результате местные жители получают высокооплачиваемые рабочие места, а местный бюджет дополнительные налоги. Лицензия на использование непромышленных россыпей выдается туристической фирме на длительный срок. Туристы занимаются добычей золота без лицензий, на основании путевки. Фирма выдает сертификат, который дает право на хранение, перевозку и реализацию добытого золота. Стоимость путевок и услуг достаточно высока: на Аляске – 1000 дол. в неделю на 1 человека, в Германии 1 ч старательства стоит 3 евро, не считая проката оборудования, в Финляндии – 300-400 евро на 10-15 дней.
4. Любительская добыча золота. В экономически развитых странах непромышленные россыпи используются не только для организованного туризма, но также для любительской добычи золота. Она поощряется региональными властями для привлечения неорганизованных туристов, в том числе из-за рубежа. Так же как и организованный туризм, любительская добыча золота развита в золотоносных районах Австралии, Канады, США, Финляндии.
Любительская добыча золота позиционируется как здоровый и увлекательный отдых для всей семьи, а иногда как разновидность экстремального туризма. Для любителей работают школы, где обучают мыть золото лотком и различным оборудованием, изучают геологию, горное дело. Для непромышленной добычи золота выпускается специальное легкое оборудование, для любителей издаются книги по добыче золота, снимаются фильмы. Только в США имеется около 20 клубов любительской золотодобычи. Это целая индустрия, в которой заняты десятки тысяч людей. Выгоду регионы получают за счет хорошо оплачиваемых рабочих мест, увеличения оборота торговли и услуг, оказываемых приезжим. Любительские лицензии выдаются за минимальную плату, так как главная задача – привлечь туристов. Лицензии дают право на поиск золота и его добычу с использованием непромышленного оборудования. Лицензия также дает право на вывоз сувениров и реализацию найденного золота.
***
Таким образом, на непромышленных россыпях возможны вольноприностительство, непромышленное старательство, туризм и любительская добыча золота. В России исторически сложилось только вольноприносительство и именно его пытаются восстановить в последние годы. Однако не стоит отказываться и от современного экономически выгодного туризма с добычей золота, а также любительской добычи золота.
В России промышленной добычей россыпного золота сейчас занято около 400 предприятий. Большинство из них обеспечено промышленными запасами всего на несколько лет. В то же время имеется огромное число непромышленных россыпей, на которых можно с успехом работать многие десятилетия.
Препятствием является то, что отработка непромышленных объектов не предусмотрена российским законодательством. Нет запасов – нет лицензии, нет разрешения на добычу.
Союзом золотопромышленников и Союзом старателей России неоднократно поднимался вопрос о корректировке законодательства о драгоценных металлах с учетом современных политических и экономических реалий. Полностью поддерживая позицию этих организаций, дополнительно предлагается предусмотреть выдачу лицензий на добычу золота из непромышленных россыпей с совмещением поиска обогащенных гнезд и их отработки, а также лицензий на организацию любительской и туристической добычи золота.
|
|
|
|
Литература
1. Кисляков В.Е. Технологические схемы при использовании на россыпных месторождениях средств малой механизации / В.Е.Кисляков, Д.С.Опрышко // Сб. науч. тр.: "Современные технологии освоения минеральных ресурсов". Мат. 4-й Международной науч.-техн. конф. – Красноярск, 2006.
2. Концепция инновационного мегапроекта "Сокращение теневого оборота драгоценностей в России" // Драгоценные металлы, драгоценные камни. – 2006. – № 12. – С.12-33.
3. Кириллов В.Е. На золотых промыслах Дальней России / В.Е.Кириллов, П.Ю.Афанасьев // К истории золотодобычи на юге российского Дальнего Востока. – Благовещенск, РИО, 2003. – 272 с.
4. Павиль О.С. Больше внимания и технической помощи старателям-золотничникам // Советская золотопромышленность. – 1935. – № 3-4.
5. Жарков М.К. Узаконенные права и льготы для старателей // Золотая промышленность. – 1940. – № 5-6.
|
|
|
© Б.К.Кавчик, Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2-2007
|
|