Когда нужен адвокат. О задержании по экономическим преступлениям.
Вопрос о том, когда срочно нужен адвокат по уголовным делам, возникает чаще всего в связи с задержанием, или подготовкой к возможному задержанию.
Однажды мне позвонил знакомый предприниматель В. и взволнованно сообщил, что его 20-летнего сына разыскивают сотрудники милиции. Выяснилось, что недалеко от их подъезда ночью произошло убийство, и сын В. со своим приятелем находятся под подозрением (совершенно необоснованном, по убеждению самого В.), причем его приятель уже задержан и содержится в камере. Встал вопрос не столько о защите, сколько об обеспечении безопасности сына В. Вот здесь и стал нужен хороший адвокат.
После некоторого размышления я посоветовал В., чтобы его сын воздержался от явки в милицию в течение примерно 3 суток, а самому В. предложил вместе со мной как адвокатом по уголовным делам пойти к прокурору района и объясниться. Расчет оправдался: расследуя уголовное дело в течение этих 3-х суток милиция установила настоящего убийцу. Приятеля благополучно выпустили, а сын В. таким образом избежал знакомства с нарами и широко известными в народе процедурами.
Между тем, ежегодно в России, по данным Генеральной прокуратуры, уголовно-процессуальному задержанию подвергается 16-17 тыс. человек, из них около 10% - незаконно. (На самом деле процент незаконных задержаний намного выше, но далеко не все они обжалуются - примечание адвоката).
В плане обеспечения безопасности обычный гражданин должен понимать следующее. Задержание и арест - разные вещи. Арест (точнее, содержание под стражей) есть мера пресечения для обвиняемого, применяемая к нему в период следствия и суда исключительно по судебному решению. Срок содержания под стражей установлен уголовно-процессуальным кодексом РФ в пределах 2 - 18 месяцев. При решении следователем вопросов о задержании или аресте для обеспечения прав подозреваемого или обвиняемого обычно становится нужен адвокат. В случае необходимости следователь обязан пригласить адвоката-защитника по назначению.
Уголовно-процессуальное задержание - это следственное действие (не путать с административным задержанием на срок не более 3-х часов), заключающееся в кратковременном лишении свободы по решению следователя или дознавателя сроком до 48 часов человека, в отношении которого никакие обвинения не выдвинуты, а имеются только подозрения (с этого момента становится нужен адвокат). Эти подозрения (согласно закону) могут быть основаны только на следующих фактах:
а) подозреваемый застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы преступления прямо укажут на подозреваемого, как на человека, совершившего данное преступление;
в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы совершенного преступления.
а) подозреваемый застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы преступления прямо укажут на подозреваемого, как на человека, совершившего данное преступление;
в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы совершенного преступления.
При подозрениях, основанных на каких-то других фактах, человек может быть задержан лишь при попытках скрыться, когда у него отсутствует постоянное место жительства или когда не удается установить его личность, либо если следователем или дознавателем в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Это исчерпывающие основания, установленные ст. 91 УПК. Других не имеется. И если мы чуть-чуть поразмыслим (для этого и нужен адвокат), то станет очевидным, что применение задержания при подозрении в совершении экономических преступлений чаще всего абсолютно незаконно. Действительно, экономические преступления в подавляющем своем большинстве неочевидны для окружающих. Иными словами, надо иметь в виду, что процесс совершения таких преступлений не ограничен коротким отрезком времени и происходит он, образно говоря, не на сцене, а за кулисами. Этот процесс выявляется не с помощью органов зрения (какие тут очевидцы?), а с помощью работы мозга - путем анализа различных хозяйственных документов. Следовательно, не может быть и очевидцев, которые могли бы заявить, что они видели своими глазами, как некто совершил такое-то преступление. Застигнуть при совершении такого рода преступлений, видимо, тоже невозможно. Еще сложнее найти явные следы экономического преступления на одежде или в жилище. Можно, конечно, найти при обыске, например, поддельную печать. Но чтобы доказать, что она поддельная, необходима как минимум неделя на проведение экспертизы. Таким образом, в большинстве случаев невозможно найти законные основания для немедленного задержания по подозрению в экономическом преступлении. Но чтобы обосновать эти соображения и четко изложить их в соответствующих жалобах, конечно же, нужен адвокат.
Если следователь собрал достаточно, на его взгляд, доказательств, уличающих подозреваемого в совершении экономического преступления, он обязан предъявить обвинение и избрать меру пресечения, а не задерживать подозреваемого. Задержание ведь имеет другие цели, а именно - немедленное пресечение преступных действий и предотвращение попыток подозреваемого лица скрыться от органов следствия.
Известно однако, что истинным мотивом задержания нередко является желание следователя (а чаще оперативного работника) создать специальные условия для того, чтобы подозреваемый написал так называемое "чистосердечное признание". При достижении этой цели может использоваться широчайший арсенал методов и средств - от оперативно грамотных и тактически виртуозных до тупого и примитивного перекрывания кислорода в прямом смысле этого слова (с помощью штатного армейского противогаза). Впрочем, с последним приемом можно столкнуться разве что у милицейских оперов, да и то не так часто (хотя вот совсем недавно в Тульской области два капитана милиции осуждены за то, что надевали на голову подозреваемого полиэтиленовый пакет, вынуждая того признаться в совершении преступления). Но как бы там ни было, именно в этот момент вопрос об обеспечении физической и правовой безопасности человека стоит крайне остро. И именно в этот момент как никогда становится необходимой помощь квалифицированного адвоката по уголовным делам, физическое и юридическое сопровождение подозреваемого. Короче говоря, становится нужен адвокат.
Когда я читаю в газетах или слышу по телевидению, что после очередного взрыва или заказного убийства в Москве по подозрению в его совершении к исходу суток задержано 18 человек, я знаю, что в половине случаев нарушены требования ст. 91 УПК, а другая половина проверяемых задержана по основаниям, не имеющим к взрыву (или убийству) никакого отношения. Ведь доложить наверх, что кого-то уже поймали, надо срочно.
Рынок услуг адвокатов в Москве перенасыщен. Нуждающийся в юридической помощи часто не может понять, на ком остановить свой выбор. Многие хотят, конечно, заполучить услуги не просто хорошего, а «лучшего адвоката», и многих через короткое время ждет разочарование. Рекламировать себя уголовные адвокаты научились хорошо.
Но как потенциальному клиенту не ошибиться с выбором в таком случае?
Совет: не отдавайте весь гонорар сразу. Договоритесь об авансе. А потом присматривайтесь. Критерии таковы.
Наше предварительное следствие (да и уголовное судопроизводство тоже) носят сугубо бумажный и волокитный характер. Все, что имеет хотя бы малейшее значение для дела, должно быть непременно написано на бумаге, а бумага - тщательно подшита к уголовному делу. Те же, кому положено шить уголовные дела, случается, шьют их белыми нитками.
В связи с этим меня, например, удивляет позиция некоторых коллег – уголовных адвокатов, от которых приходится принимать разочаровавшихся в них подзащитных для дальнейшей работы по делам о мошенничестве и экономическим преступлениям. Ну, что это за работа адвоката по уголовному делу в Москве, если заглянешь в дело, а там - ни единой бумажки, ни единой строчки в защиту обвиняемого или подозреваемого? За что гонорары-то берем?
Пишет же, в основном, следователь. Сопит, пишет и аккуратно подшивает свои юридически значимые крючкотворные труды в уголовное дело. Но уж кто-кто, а мы, уголовные адвокаты, хорошо знаем, какова иногда бывает цена этим трудам. Литературное творчество следователя чаще всего выглядит черно-белым, нередко – косноязычным и бессвязным, события и факты в нем могут отражаться как в кривом зеркале. И почти всегда оно нацелено исключительно на то, чтобы гарантированно обвинить попавшего (частенько - по чистой случайности) под уголовный пресс человека и не дать ему ни малейшего шанса соскочить с крючка. Таковы у следователя задачи и такова его работа. Обижаться никому не стоит.
А вот на адвокатов обижаться надо. Если хорошо оплаченные услуги адвоката состоят лишь в том, чтобы со значительным выражением лица наблюдать за тем, как следователь с упорством автодорожного катка закатывает твоего подзащитного, образно говоря, под асфальт, то грош цена таким услугам адвоката.
Так что же должен делать хороший адвокат по уголовному делу? В чем его полезные функции и какова должна быть его стратегия?
В первом приближении мой ответ будет выглядеть так: хороший адвокат по уголовным делам должен быть, прежде всего, человеком пишущим. И особенно – по уголовным делам о мошенничестве и другим делам, связанным с экономическими преступлениями. Не пишет ничего защитник, значит, у клиента должны появиться обоснованные сомнения в том, нужен ли такой адвокат вообще.
Цель адвокатского творчества – вкрапить в беспросветно сумрачную, написанную черно-белыми красками канцелярскую книгу с условным названием «Уголовное дело по обвинению Пупкина Василия Ивановича в совершении мошенничества по ч. 4 ст. 159 УК РФ» нормальные, живые, человечески понятные и, главное, доказательные юридические тексты, вскрывающие правовые и фактические ошибки главных авторов и заказчиков этой книги: вскрываться должны фатальные ошибки самого потерпевшего, послужившие непосредственной причиной его крупных финансовых убытков; непростительные ошибки экспертов-почерковедов, без достаточных оснований указавших на устойчивую совокупность признаков почерка обвиняемого в том или ином сомнительном документе; подозрительные ошибки следователя, постоянно и грубо попирающего нормы уголовно-процессуального закона при проведении следственных действий; и, наконец, некоторые малозначительные ошибки самого подзащитного, двоюродный дедушка которого в период последней русско-турецкой войны пережил трудное военное детство, что потом самым трагическим образом сказалось на судьбе его горячо любимого внука и, в конечном счете, привело того на скамью подсудимых.
В каждой шутке есть доля правды. Но на самом деле так все и есть. Если говорить серьезно, задача адвоката по уголовному делу – не допустить, чтобы умышленные перекосы, фальсификации, случайные ошибки и информационные пробелы приводили к неправильной юридической оценке материалов дела прокурором и судом, и далее - к неправосудному обвинительному приговору. Все эти перекосы и фальсификации защитником должны своевременно и, что важно, показательно вскрываться, фиксироваться на бумаге, и таким образом становиться очевидными для всякого, кто берет в руки уголовное дело. И тут уж без умения и желания составлять грамотные документы адвокату не обойтись. Позиция защиты просто обязана быть воплощена в документах (жалобах и ходатайствах) и подшита к уголовному делу.
Хотя бы так. Это адвокатский минимум.
Но этого, конечно, маловато будет для высококвалифицированной защиты. Высококлассный уголовный адвокат должен уметь разглядеть в той или иной развивающейся по делу ситуации шанс для оправдания своего подзащитного, и уметь этот шанс использовать. Я об этом уже писал. Но убедиться в подобных профессиональных качествах адвоката (или их отсутствии) клиенту-неспециалисту трудно, если вообще возможно, поэтому ограничимся здесь этим сделанным общим замечанием.
И, наконец. Если уголовный адвокат предлагает разрешить все ваши уголовно-правовые проблемы самым радикальным способом, дав очень хорошую взятку следователю или судье, подумайте о расторжении соглашения. В 9 случаях из 10 это – мошенничество адвоката (ст. 159 УК РФ). Ваши кровные будут непременно присвоены посредниками (кем – Вы никогда не узнаете), а уголовное дело покатится дальше, как будто Вы никогда и не расставались с деньгами.
ВНИМАНИЕ! Прием у адвоката осуществляется исключительно по предварительному согласованию.
Номер телефона указан ниже. В случае возникновения вопросов пройдите сюда.
Контакты:
Тел. +7 (495) 773-75-68
Адрес адвокатской конторы: 109004, Москва, м. "Таганская",
Адрес адвокатской конторы: 109004, Москва, м. "Таганская",
Николоямская ул., дом 34, корп. 2
E-mail: info@advoc.biz
Спасибо Александру , за столь интересный материал.
E-mail: info@advoc.biz
Спасибо Александру , за столь интересный материал.