Биржа ММВБ объявила, что с 27 июня будет блокировать чрезмерно активных торговых роботов. А кто это и чем они помешали биржевикам?
— В век компьютеризации всего и вся, биржевые игроки больше не стоят на самой бирже и не махают руками, совершая сделки. Теперь вся торговля происходит в сети, — поясняет Михаил Федоров, аналитик ИК «РИК-Финанс». — Чтобы совершить покупку или продажу какого-либо актива, теперь достаточно нажать кнопку. Исключением является только биржа NYMEX, где в дань традициям, участники рынка все же собираются вместе. У нас в стране и ММВБ, и РТС ведут торги с помощью Интернета.
Любая покупка или продажа на рынке акций выглядит как определенный сигнал, от клиента к биржевому терминалу, в электронном виде. Естественно, что такая торговля упростила работу трейдерам, которым теперь порой даже не нужно выходить из дома для осуществления торговли. И естественно, это расширило сами возможности торговли. Источником нужного электронного сигнала на биржу, может быть и нажатие кнопки трейдером, и сигнал исходящий от какой либо программы, написанной специально для этого. Изначально, такие программы писались как некий инструмент в помощь трейдерам, но в последствии возникла идея создавать программы, которые будут самостоятельно торговать, исходя из заложенной в них логики, в основном, базирующейся на техническом анализе.
Кто их создаёт?
— Первоначально строительство роботов было уделом команд, включавших в себя программистов и опытных трейдеров. Роботов, или как их еще называют, механические торговые системы (МТС), они обычно разрабатывали для продажи, предварительно тестируя на исторических данных, то есть прогоняя через них графики котировок за длительные периоды в прошлом, — рассказывает Ярослав Кабаков, к.э.н., ректор учебного центра «ФИНАМ». — Сейчас, благодаря росту компьютерной грамотности и популярности интернет-торговли все больше становится доля роботов, которых трейдеры разрабатывают самостоятельно. Этот процесс еще более интенсифицируется за счет того, что появились специальные программы «конструкторы», которые позволяют настраивать собственных роботов даже тем, кто не владеет языками программирования.
В чём их преимущество?
— Основное преимущество роботов перед живыми трейдерами заключается в способности совершать большое количество сделок, при этом быстрее реагируя на сигналы технического анализа и совершая меньше ошибок, — говорит Кабаков. — Благодаря высокой скорости реакции они собирают для своих владельцев большой урожай на таких движениях рынка, которые живой человек просто пропустил бы.
— Роботы не интересуются политикой и экономикой, чьими-то комментариями или фундаментальной составляющей, — добавляет Фёдоров. — Такие программы совершают операции покупки или продажи на очень короткий период и в ответ на совсем незначительное изменение рынка — когда фундаментальные факторы не имеют большого значения, а имеют роль определенные закономерности в движении котировок. Так что, поскольку роботы не ждут значительного изменения рынка, их доход зависит от количества совершенных сделок. В отличие от людей робот может посылать ежесекундно десятки и сотни сигналов на покупку или продажу, совершать тысячи и даже десятки тысяч мелких краткосрочных операций ежедневно.
Сколько роботов «гуляет» по рынку?
— В последние два года интерес к роботам со стороны инвесторов, брокеров и инвестиционных домов неуклонно растет, — констатирует Фёдоров. — Например, недавно он был подогрет результатами конкурса «Лучший Частный Инвестор», проводившегося биржей РТС, где вся первая пятерка победителей состояла из роботов. Данный факт не остался незамеченным, и, по-видимому, количество роботов, участвующих в торговле, и людей, стоящих за ними и ищущих некий Грааль финансового успеха, неуклонно растет.
Приблизительная доля роботов только на российских торгах составляет около 50%, констатирует Кабаков. Что касается других рынков, там число «компьютерных участников» колеблется от 30 до 90% трейлеров в зависимости от специфики и популярности сегмента.
— Примечательно, что с ростом числа роботов на рынке их эффективность снижается, ведь уже много роботов фактически борются за одни и те же деньги, — добавляет эксперт. — Более того, стратегии, построенные на основе истории торгов, в которых участвовало меньшее число роботов, постепенно перестают быть доходными: участие роботов изменяет техническую картину торгов. Фактически, роботы вытесняют живых людей из сферы активного трейдинга в сегмент более долгосрочных стратегий, то есть в менее ликвидные эшелоны. В то же время роботы повышают ликвидность на рынке, да и живых участников стимулируют торговать более активно.
Почему их хотят запретить?
— По-видимому, количество роботов в последнее время выросло настолько, что для самой биржи, это стало обременительно. Все заявки от участников рынка биржа должна обрабатывать и выводить на рынок, то есть речь идет о том, что биржа должна не только принять заявку от робота, но и выставив на рынок, разослать данную информацию остальным участникам. Большое количество роботов и огромное количество заявок, идущих от них, по-видимому, создает значительную нагрузку на информационный поток между биржей и участниками рынка. Поэтому ММВБ и решила ограничить активность биржевых роботов, — полагает Фёдоров.
В то же время, Ярослав Кабаков отмечает, что сама биржа «в наименьшей степени заинтересована в уходе роботов с рынка — ведь они повышают ликвидность, обороты, а значит и привлекательность биржи для инвесторов и в итоге ее доходы».
— Эта мера направлена не столько против торговых роботов как таковых, сколько против криво написанных роботов, совершающих много ошибочных транзакций и подвешивающих систему. Мера достаточно жесткая и вполне может породить недовольство как у трейдеров, так и у профучастников; но она неизбежна — альтернативой могло бы быть только порядковое наращивание мощностей биржи, что потребовало бы в свою очередь повышения тарифов биржи.
Что будет дальше?
Как считает Кабаков, выборочная блокировка роботов «стимулирует профучастников инвестировать в развитие собственных мощностей и подключение дополнительных серверов, через которые в случае блокировки могут быть подключены клиенты».
— В данный же момент создателям роботов, скорее всего, придется смириться с решением биржи и настраивать своих роботов под её правила, — говорит Фёдоров. — Большой сложности, думаю, это не представляет, просто некоторое количество владельцев суперактивных роботов сделают их менее активными и, возможно, будут получать чуть меньше прибыли. Но сами по себе роботы продолжат торговать. Всё же, думаю, это решение временное, так как технологии развиваются и тот поток информации, который сейчас кажется большим, буквально через пару лет уже будет казаться обыденным.