Как пишет интернет издание www.fontanka.ru: Добросовестная покупательница одного из сетевых магазинов неожиданно для себя оказалась под подозрением в совершении уголовного преступления: кассир уличил ее в попытке сбыть фальшивую банкноту номиналом в 500 рублей. Горе-владелец подделки не исключает, что оказалась втянута в сомнительную историю уже в магазине. Что делать, если вас посчитали «фальшивомонетчиком», узнавала «Фонтанка».
В среднем ежемесячно в России выявляется почти 8 тысяч поддельных банкнот. Более 90 процентов из них – номиналом тысяча рублей (тогда как удельный вес таких купюр в общей денежной массе составляет 36 процентов). Их, как и «пятитысячники», Банк России считает самыми опасными с точки зрения фальсификации. Но предусмотренная уголовным законодательством ответственность не зависит от распространенности фальшивых денежных знаков – попытка сбыть их карается лишением свободы на срок до восьми лет.
Полуденьги
12 мая 55-летняя петербурженка Галина Ш. совершала привычные покупки в магазине «Полушка» на Дачном проспекте. Кассир взяла протянутую ей 500-рублевую банкноту и сунула под стол — по всей вероятности, там у нее должен был находиться аппарат для проверки подлинности денег. После чего заявила, что купюра – фальшивая, а покупательница умышленно желала ее сбыть. Правда, вызывать милицию и иным образом фиксировать оный факт кассир не стала, «пожурив» ошеломленную женщину и вернув ей спорную банкноту.
Только дома Галина заметила, что возвращенная ей купюра оказалась обычной «шутихой» (муляжом), используемой в рекламе и внешне значительно отличающейся от настоящей. Женщина недоумевает: вряд ли она могла не опознать фальшивку и когда ее получала, и когда расплачивалась в магазине. Подозрения вызвали и действия кассира: даже не обладая специальными знаниями, муляж опознается без детектора – зачем нужно было странным образом прятать банкноту под столом?
Желая разрешить оные вопросы, Галина на следующий день вновь отправилась в магазин и обратилась к заведующей. Сначала разговор, по словам покупательницы, был доброжелательным. Более того, ей даже разрешили просмотреть запись с камеры наблюдения, но – в ускоренном режиме и издалека. «Когда я попросила показать момент передачи денег крупнее и медленней, тон заведующей резко изменился, – рассказывает Галина. – Она заявила, что ей все ясно и смотреть дальше смысла нет. Тогда я предложила для решения вопроса обратиться в милицию, заведующая пояснила, что ее уже вызвала».
Приехавшему наряду ОВО «правдоискательницу» представили как преступницу, которая пыталась сбыть фальшивые деньги. В заявлении представитель магазина, по словам Галины, отрицала ее приход накануне. «Вели себя крайне дерзко и грубо, как с преступницей. Заявили, что могут держать ее три часа. В отделении милиции были значительно любезнее, предложили письменно изложить свою версию произошедшего. Милиционер показал целую пачку подобных заявлений с приколотыми к ним пятитысячными купюрами», – рассказывает потерпевшая.
Руководство сети «Полушка» (оное название заимствовано от названия старинной русской монеты, достоинством в «половину деньги») иначе трактует произошедшее. «Данный инцидент действительно произошел в магазине №2, кассиру покупателем был предъявлен муляж номиналом 500 рублей для оплаты покупок, – рассказала журналисту «Фонтанки» региональный управляющий сети Светлана Петренко. – Подобные муляжи приклеиваются к шоколаду и другим участвующим в акции товарам. В момент, когда покупательница обратилась с просьбой разобраться, при ней же стали просматривать систему видеонаблюдения, в которой четко видно, что кассир взял в руки купюру, через 10-20 секунд вернул ее покупателю. Покупательница с данным фактом согласилась, но все равно потребовала вызвать милицию. Сотрудники магазина никаких противозаконных действий не совершали».
Не виноватая я
По данным «Фонтанки», это не первый подобный инцидент, но во всех случаях виноват оказывается всегда покупатель. Эксперты рекомендуют в такой ситуации ни в коем случае не брать банкноту в руки и сразу же самим вызывать полицию. «То же самое должен был сделать магазин, – полагает Роман Полухин, адвокат юридической фирмы «S&K Вертикаль». – Если кассир вернула фальшивую банкноту, в ее действиях усматривается как минимум дисциплинарный проступок».
В отличие от муляжа, которым якобы пыталась расплатиться Галина Ш., некоторые купюры, находящиеся в кошельках многих добросовестных и законопослушных петербуржцев, имеют крайне высокую степень подделки. По данным Банка России, почти у всех изымаемых фальшивых тысячерублевых банкнот правдоподобно имитировано не менее трех органолептических признаков подлинности (включая водяной знак, микрошрифт, характерный хруст и т.д.). Идентифицировать подделку можно только с помощью специальной техники, которой обладают даже не все торговые предприятия.
Несмотря на это, зачастую именно против покупателей возбуждаются уголовные дела. Роман Полухин убежден, что виновность в данной категории преступления определяется наличием умысла. «Нужно доказать, что, передавая банкноту, женщина знала, что она фальшивая, и имела цель ее сбыть. Нет умысла – нет дела», – отмечает юрист. Об этом в своих разъяснениях не раз говорил и Верховный суд России. «При сбыте поддельных денег лицом, которое их не изготавливало, обязательным признаком субъективной стороны является осознание того, что денежные купюры являются фальшивыми», – констатирует высшая судебная инстанция.
Однако служители Фемиды очень произвольно трактуют понятие умысла, и порой обладателям по факту фальшивых банкнот приходится несколько месяцев просидеть в СИЗО и даже выслушать обвинительный приговор.
Так, россиянин Набихон Хусенов ближайшие пять лет проведет в колонии общего режима – он признан виновным в сбыте нескольких фальшивых банкнот в тысячу рублей. По словам самого подсудимого, он получил их в качестве «серой» зарплаты на стройке. Суд счел преступление умышленным: «Заметив, что денежная купюра, которую он сбыл свидетелю, вызвала сомнения в подлинности, он потребовал возвратить ее, а затем попытался скрыться бегством и, будучи задержанным, избавиться еще от девяти поддельных денежных знаков, имевшихся при нем», – отмечается в обвинительном приговоре.
Чуть больше повезло гражданину Картоеву: прокурор отказался от большей части обвинений в сбыте поддельных денежных знаков, а впоследствии суд даже признал право бывшего «фальшивомонетчика» на реабилитацию. Но моральный вред, причиненный невиновно просидевшему больше полутора лет в изоляторе россиянину, оценили всего лишь в 500 рублей.
Павел Нетупский, Фонтанка.ру