В понедельник уроженец Ленинска-Кузнецкого Игорь Валерьевич Потероба, который в декабре признал себя виновным в преступном сговоре с целью совершения мошенничества и мошенничестве, был приговорен к 22 месяцам тюрьмы.
Поскольку 37-летний Потероба уже отсидел год в предварительном заключении, он освободится уже через несколько месяцев, но, возможно, будет депортирован в Россию, поскольку так и не обзавелся гражданством, хотя находится в США еще с 1992 года.Будучи студентом Кемеровского университета, Потероба подал на стипендию в Нью-хейвенском университете в Коннектикуте, отлично сдал экзамены и был принят. В 1997 году он закончил также Барух-колледж, входящий в систему Нью-йоркского Городского университета, по специальности управление бизнесом и тут же поступил на работу в финансовую контору DJL (ныне Credit Suisse). Там ему положили жалованье в 40 тысяч долларов в год. В 1999 году он перешел в огромную финансовую компанию UBS.
Потероба, который с 2006 до ареста в 2010 году был ее исполнительным директором, сознался в том, что снабжал своего земляка, ровесника и однокашника Алексея Коваля закрытой информацией о готовящихся слияниях и поглощениях фармацевтических компаний. Тот, в свою очередь, заранее покупал акции этих компаний и быстро продавал их, как только планировавшаяся сделка становилась реальностью.
Коваль и его приятель Александр Воробьев, который вернулся в Россию, к суду не привлечен и обычно упоминается в судебных документах как СС-1 (co-conspirator, "сообщник № 1"), заработали таким образом более миллиона долларов. Коваль делился выручкой с Потеробой, который в общей сложности получил от него около 55 тысяч долларов. По словам его адвокатов, Потероба не имел понятия о существовании Воробьева, и о том, что Коваль вместе с ним промышляет на фондовой бирже, пользуясь инсайдерской информацией.
Спецрежим, как у Бута
Защита просила, чтобы судья приговорил Потеробу к уже отбытому сроку, и утверждала, что тот по доброте душевной помогал Ковалю, который "бедствовал". Прокуратура требовала приговорить Потеробу к сроку от 30 до 37 месяцев, поскольку, занимая ответственный пост, он прекрасно знал, чем занимается, и руководствовался обыкновенной алчностью. Она отмечала, что с 2006 по 2010 год россиянин заработал в компании в общей сложности 3,7 млн долларов.
Уговаривая судью не отправлять своего подзащитного за решетку, адвокаты Потеробы отмечали, что это оставит без средств к существованию его жену Марию и двоих малолетних детей. Потероба, добавляли они, также помогал деньгами своим родным в России - престарелой матери и семье своего младшего брата Максима, которого в ноябре 2009 года зарезали на улице, когда он ходил за продуктами.
По словам адвокатов, Потероба мог быстро выйти на свободу под залог, но отказался его вносить, предпочитая, чтобы деньги пошли семье, и добровольно остался в той же манхэттенской федеральной тюрьме, в которой ждут суда россияне Виктор Бут и Константин Ярошенко.
Поначалу Потеробу определили, как и большинство новых заключенных, на тот же спецрежим, на который регулярно сетует Бут, но скоро перевели на общий. Хлопоча о послаблении, его адвокаты писали судье, что Потероба работал в тюремной библиотеке и вел занятия по бизнесу для других заключенных.
"Я сделал ряд очень плохих ошибок и принял много плохих решений", - виновато сказал Потероба судье в своем последнем слове.
"То, чем вы занимались, происходило регулярно и на протяжении долгого времени", - заметил судья Пол Кротти, который, помимо тюрьмы, приговорил Потеробу к штрафу в 25 тысяч долларов и распорядился, чтобы он выплатил компенсацию в сумме 465 тысяч долл.
В январе Коваль тоже признал себя виновным, приговор ему объявят 24 мая.
ладимир Козловский
Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк