Бывший трейдер Societe Generale Жером Кервьель, который причинил банку 4,9 млрд евро убытков, приговорен судом Парижа к штрафу на ту же сумму и к трем годам тюремного заключения. Кервьель уже заявил, что обжалует приговор, настаивая, что руководство банка само поощряло его к таким действиям. Но появления новых фигурантов дела ждать не стоит, говорят юристы.
Исправительный суд Парижа приговорил бывшего трейдера Societe Generale Жерома Кервьеля к трем годам тюремного заключения и еще двум условно, а также к выплате астрономического штрафа в 4,9 млрд евро. Таким образом, суд встал на сторону банка, требующего от единственного фигуранта дела — 33-летнего Кервьеля — возмещения понесенных банком от его рук убытков в 4,9 млрд евро.
Трейдер признан виновным в том, что он совершал в период с 2005-го по 2008 год рискованные операции на 50 млрд евро без ведома руководства банка: свои действия трейдер маскировал при помощи фальшивых сообщений по электронной почте и расплывчатых объяснений проверяющим. Однако сам трейдер с обвинениями не согласен и говорит, что он лишь хотел заработать побольше денег для банка и все действия совершал с молчаливого согласия руководства, которое, по его словам, также должно нести ответственность за убытки банка.
Если бы руководство хотело пресечь такие действия, оно бы это сделало, говорит Кервьель.
В ходе судебных слушаний большая часть руководителей банка признались, что не могут понять, каким образом их подразделения не смогли уследить за столь крупными потоками средств. По словам самого обвиняемого, во всем виновата система работы в банке, которая поощряла любые мошеннические действия в том случае, если они приносили прибыль.
Однако у парижского суда другое мнение на этот счет. 33-летний Кервьель должен один нести ответственность за совершенные махинации, так как он явно действовал без ведома руководства, сказал судья Доминик Пот. Кроме этого он подчеркнул: несмотря на то что в Societe Generale система контроля за действиями сотрудников работала со сбоями, это никак не оправдывает действий Кервьеля. Надо сказать, что сразу после того, как скандал с Кервьелем стал достоянием общественности, гендиректор банка Даниэль Бутон попросил об отставке. И несмотря на то, что совет директоров ее не принял, Бутон решил отказаться от полугодовой зарплаты, премий и доли зарплаты в акциях.
Свой приговор Кервьель намерен обжаловать. Адвокат бывшего трейдера Оливье Метзнер уже заявил, что будет подавать апелляцию на крайне суровый приговор парижского суда. По его словам, вердикт суда несправедлив, поскольку часть ответственности должен нести сам банк. «Жером Кервьель не будет делать заявлений. Он придет в себя и продолжит бороться», — сказал адвокат.
Между тем, для того чтобы выплатить такой большой штраф, бывшему трейдеру, даже если бы он остался на свободе, понадобилось бы 16,6 тысячи лет
— сейчас он работает в компании Lemaire Consultants & Associes, специализирующейся на IT-консалтинге с зарплатой в 2,3 тысячи евро в месяц.
Не исключено, что наказание удастся смягчить, полагает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев: «Во-первых, приговор действительно выглядит излишне строгим, а во-вторых, первый «жесткий» приговор с последующим его смягчением поможет и сохранить лицо банку».
Что же касается привлечения к процессу других сотрудников банка, то здесь у юристов возникают сомнения. «Насколько мне известно, Кервьель не смог доказать, что руководство банка знало о махинациях. Я не слышал ни об одном документе, который прямо или косвенно подтверждал бы эту позицию», — говорит Голубев. Тот факт, что система безопасности не отследила «открытие позиций» на сумму, во много раз превышающую лимиты, сам по себе о виновности банка не говорит. «Трейдер заключал сделки в обход установленных лимитов на операции. В такой ситуации заявления о необходимости привлечь к ответственности иных лиц являются скорее стандартным ходом защиты, нежели действительно обоснованной претензией», — добавляет председатель правления Флексинвест-банка Марина Мишурис.
«Кервьель стал жертвой собственной не очень умной доверчивости. Если признать, что он говорит правду и что руководство банка знало о махинациях (а оно не могло не знать), он должен был либо отказаться от таких действий, либо запросить хоть какое-либо подтверждение их легитимности.
Либо действовать строго в рамках закона и правил», — говорит Голубев. К сожалению, это очень распространенная ошибка, и от ее совершения практически никто не застрахован, добавляют эксперты: просто история Кервьеля стала резонансной благодаря сумме и тому, что это произошло в разгар кризисаисточник: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/05/3425934.shtml
Господи, помоги этому несчастному трейдеру, 4.9 миллиардов.... интересно как он выплатит , запишет своих родственников в рабство ? По моему это не реално.... Да и не выглядит Кервель несчастным, вот книжку даже написал. По моему все спустят на тормозах.