Почему вдруг России пришло в голову вести масштабную агентурную работу в США именно в период «перезагрузки»?
Анна Кущенко (Чэпман), Михаил Куцик (Зоттоли), Наталья Переверзева (Миллз) и ещё 8 человек... Никто бы не знал истинные и подложные имена наших «штирлицев», не ознаменуйся прошедшая неделя грандиозным шпионским скандалом в Америке.
Почему вдруг России пришло в голову вести столь масштабную агентурную работу в США именно в период «перезагрузки»? Почему наши агенты пользовались паролями, мало чем отличающимися от приснопамятного «славянского шкафа», а вершиной их «спецтехники» был чемодан денег, зарытый безлунной ночью на пустыре? Кто лично ответит за провал? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы с помощью наших экспертов.
Кто они?
Кто они?
— Судя по тому, что им инкриминирует ФБР, они определённо профессионалы, — считает Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона». — Причём относящиеся к элите внешней разведки — классические нелегалы. Их основной миссией на данном этапе было легализоваться в качестве американских граждан (в заявлении американской прокуратуры сказано, что почти все они «использовали фальшивые паспорта, предоставленные Службой внешней разведки России». Кроме перуанской журналистки Вики Пелаэс, у которой паспорт оказался настоящим. — Прим. ред.), обзавестись полезными связями и источниками информации, которые впоследствии помогли бы в добывании необходимых сведений политического, экономического или военно-технического характера. На данный момент у них не было возможностей проникать в государственные тайны США — сеть по каким-то причинам накрыли в подготовительной стадии. Вся информация, которая от них приходила в Центр, была, по сути, лишь отработкой каналов связи, переброски денег и т. д.
На чём они погорели?
«Нелегалов» на службе разведок придумали не вчера. Во все времена они выгодно отличались от сотрудников разведки, работающих под крышей (в посольствах, торгпредствах и пр.), тем, что раскрыть нелегала можно только с помощью «крота» — предателя из наших органов, который работает на органы зарубежные. Вероятно, этот «крот» работал за деньги и уже получил их где-то на территории США. Кто он — это теперь задачка для российской контрразведки. Возможно, следы тянутся в управление «С» Службы внешней разведки, которое отвечает за работу с «нелегалами». По данным высокопоставленного источника «АиФ» в дипломатических кругах, за провал в скором времени может ответить директор СВР Михаил Фрадков.
Почему использовались устаревшие методы?
Чемодан на пустыре, возможно, и кажется дедовским методом нелегального финансирования, зато никому ещё не удавалось отследить путь чемодана при помощи изучения транзакций через зарубежныебанки. Тайники — это шпионская классика, и ничего лучше пока не придумали. В то же время в их арсенале были и вполне современные методы обмена информацией — у них были ноутбуки, связанные между собой специальным радиоканалом (не обычный вай-фай, который легко перехватить). Другое дело, что этот канал удалось расколоть. Для обмена менее секретными данными использовались социальные сети в Интернете. Короче, если бы эту группу целенаправленно не пасли с самого начала, этих средств шифрования хватило бы для безопасной работы. И это возвращает нас к версии о «кроте».
Почему дело всплыло именно сейчас?
— Судя по той информации, которую выложило на своём сайте Министерство юстиции США, «колпак» над подозреваемыми в шпионаже в пользу России был очень плотным, — говорит Олег Нечипоренко, полковник КГБ в отставке. — ФБР отслеживало буквально каждый их шаг, а разработка некоторых членов этой разведывательной группы велась примерно 10 лет. Тем не менее считать случайным момент передачи дела в американский суд нельзя. На эту мысль наводит то, что и ранее «шпионские скандалы» такого уровня происходили в увязке с крупными политическими событиями, которые могли привести к улучшению отношений между двумя странами. В нашем случае делу был дан ход сразу после окончания встречи президентов России и США и саммита лидеров ведущих стран мира в Торонто. Вроде бы по результатам этих мероприятий можно было ожидать «эпохи возрождения» между Россией и Западом. Но этот осторожный оптимизм был тут же уравновешен "шпионским скандалом.
источнк http://www.aif.ru/politic/article/35971