История биржевых крахов начинается не с древнейшего товара — золота, а с прекрасного тюльпана. А точнее — с луковицы. Еще одно подтверждение тому, что предметом раздутого спекулятивного спроса может быть что угодно. Акции, валюта, соль и спички стоят здесь в одном ряду. А вся конструкция покоится на безграничной человеческой жадности.
Покой
Длительная борьба с Испанией за независимость окончилась для северных Нидерландов победой. Образованная в 1581 году семью северными провинциями с Голладнией во главе, буржуазная республика была фактически признана Испанией еще в 1609 году, заключенным между воюющими сторонами перемирием (на 12 лет). Победа буржуазной революции выдвинула Голландию
в экономическом отношении на первое место среди стран Западной Европы. “Голландия,— по выражению Карла Маркса, — была образцовой капиталистической страной XVII столетия” Ее главнейшей экономической базой являлась обширнейшая колониальная и заграничная торговля, обеспеченная исключительно мощным флотом и сделавшая главный город Голландии Амстердам крупнейшим торговым центром Европы. Значительного развития достигла в 17 веке и голландская промышленность. Политический строй Голландии 17 века гарантировал безграничное господство крупной буржуазии, сравнительно немногочисленной, но захватившей в свои руки всю торговлю и финансы страны
Оживление
«Тюльпановую» эпопею можно считать первой, хорошо описанной спекулятивной гонкой, завершившейся крахом для страны, которая в то время была одной из самых развитых в экономическом отношении. Ажиотаж вокруг тюльпанов в Нидерландах продлился примерно с 1620-го по 1637 год, пик цен был достигнут в 1634-1637-е годы. Почему предметом спекуляций национального масштаба стал тюльпан – для современного человека понять практически невозможно. Постараемся проследить, что привело целую страну к краху, и извлечем урок, который преподала нам история. В 1554 г. посланник австрийского императора увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник, садовод Клюзиус. Заслугой Клюзиуса следует считать то, что в 1570 г. он привез в Голландский город Лейден луковицу тюльпана. Среди ценителей и любителей тюльпанов были маршал Бирон, Ришелье, Вольтер, французский король Людовик XVIII . Тюльпан был статусным символом. Он свидетельствовал о принадлежности к высшим слоям общества. Из луковиц вырастали красивые цветки той или иной окраски, а через несколько лет она неожиданно менялась: на лепестках появлялись полосы, каждый раз разных оттенков. Только в 1928 г. было установлено, что изменение окраски цветка – это заболевание, имеющее вирусную природу (мозаика), которое, в конце концов, приводит в вырождению сорта. Но в конце 17 века это казалось чудом, лепестки получали необычную и более яркую окраску.
Уверенный рост
Процветание
Первой причиной бума стало опубликование в 1612 году в Амстердаме каталога ”Florilegium” с рисунками 100 разновидностей тюльпанов. Новым символом преуспевания заинтересовались многие европейские королевские дворы. Тюльпаны резко подскочили в цене…. Увидев, что на этом можно заработать, в этот бизнес втягивались все более широкие слои населения. Все ожидали, что скоро другие страны начнут также покупать луковицы, и цены возрастут еще больше…. Из-за границы в Голландию хлынул иностранный капитал, поднимая цену на недвижимость и предметы роскоши. Второй причиной бума стала… эпидемия холеры 1633-1635 годов. Из-за высокой смертности в стране стало не хватать рабочих рук – соответственно, выросли зарплаты. Люди, которые ранее совершенно не думали торговать и выращивать тюльпаны, начали активно закладывать свои дома, земли, драгоценности, рабочий скот и пр., а также брать деньги в кредит, чтобы купить больше луковиц тюльпанов и получить максимальную прибыль.
Возбуждение
Чтобы привлечь людей небогатых, продавцы начали брать небольшие авансы наличными, а в залог остальной суммы шло имущество покупателя. Например, стоимость луковицы тюльпана ”Viceroy” составляла «2 лоуда (2,25 кубометра) пшеницы, 4 лоуда ржи, 4 жирные коровы, 8 жирных свиней, 12 жирных овец, 2 меха вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 1000 фунтов сыра, кровать, шкаф с одеждой и серебряный кубок – всего добра на 2500 флоринов».
В музее Амстердама на одной из плит сохранилась надпись, гласящая, что снесённые в 1878 г. два каменных дома были куплены в 1634 году за 3 луковицы тюльпана.
Девушка, приданое которой состояло из луковицы тюльпана, считалась очень выгодной невестой.
Известен случай, когда за одну луковицу сорта “Тюлип Брассери” отдали известнейшую и доходную пивоварню.
Если валюту того времени перевести в современный доллар США, то получится, что продавцы луковиц тюльпанов зарабатывали около 44000 долларов в месяц.
Серьёзные последствия носило неосторожное обращение с драгоценными луковицами. Молодой человек, разговаривая, начал машинально снимать с луковицы одну шелуху за другой и снял ее окончательно. Он пришёл в ужас, когда понял, что эта луковица оказалась знаменитым в то время сортом “Ван-Эйк”. Несмотря на все его мольбы и уверения, что сделал он это совершенно случайно, хозяин привлек юношу к суду, который и приговорил его к штрафу в 4000 гульденов, а до полной уплаты штрафа он должен был просидеть в заключении.
Затоваривание
Тюльпаны – растения сезонные. До «тюльпанового» бума ими торговали с мая (когда луковицы цветов выкапывали) по октябрь (тогда их сажали), а зацветал тюльпан следующей весной. Теперь же в «мёртвый» зимний сезон начали торговать рассадой. Рискнув и купив будущие тюльпаны в ноябре или декабре, весной можно было продать их в 2-3 раза дороже. В конце 1636 года большая часть урожая года стала «бумажной», продаваясь по «фьючерсным» контрактам. Появились спекулянты, рисковавшие перекупать “бумажные” цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона.
Надлом
Первыми «проблему» увидели, в конце 1636 года,, производители тюльпанов и городские магистраты, заметив, что торговля идёт в основном «бумажными» тюльпанами. Они и посоветовали в начале 1637 года снизить покупки. 2 февраля покупки фактически прекратились, все продавали. Цены падали катастрофически. Разорялись и бедные, и богатые…. Те, кто был в начале этого процесса, получили сверхвысокие доходы. Те, кто присоединились позже и не успели вовремя продать, потеряли практически все.
Спад
Основные дилеры отчаянно пытались спасти положение, организуя мнимые аукционы. Покупатели начали разрывать контракты на цветы летнего сезона 1637 года, и 24 февраля главные производители тюльпанов собрались в Амстердаме на экстренное совещание. Разработанный сценарий выхода из кризиса состоял в следующем: контракты, заключенные до ноября 1636 года, предлагалось считать действительными, а последующие сделки покупатели могли расторгнуть в одностороннем порядке, заплатив 10 % отступного. Но Верховный суд Нидерландов, посчитавший производителей главными виновниками массового разорения голландских граждан, наложил вето на это решение и предложил свой вариант. Продавцы, отчаявшиеся получить деньги со своих покупателей, получали право продать товар третьей стороне за любую цену, а недополученную разницу потом стребовать с того, с кем было заключено первоначальное соглашение. Но покупать больше не хотел никто….. Правительство понимало, что нельзя винить в этой истерии какую-то определенную категорию своих граждан. Виноваты были все. По стране разослали специальные комиссии, разбиравшие споры по «тюльпановым» сделкам. В итоге большинство продавцов согласилось получить по 5 флоринов из каждых 100, что полагались им по контрактам.
Застой
Трёхлетний застой в «нетюльпановых» областях голландской экономики: судостроении, сельском хозяйстве, рыболовстве – дорого обошёлся стране. Масштаб потрясения, которое перенесли Нидерланды в XVII веке, соразмеряется с дефолтом августа 1998 года. Последующие войны довели страну до отчаянного состояния, ускорив падение торгового могущества Голландии.
Снова покой
Новый алгоритм экономического кризиса – это
* возвращение рынком (безусловно, с перехлестом в обратную сторону) стоимости товаров и услуг к их реальной рыночной цене, при которой наступает баланс, способный дать импульс новому витку развития мировой экономики на новом уровне развития и новых взаимоотношениях между его участниками
В 1636 году стоимость одного тюльпана сравнялась со стоимостью небольшого дома.
За год цена луковицы упала в тысячи раз. Всего через два года тюльпаны оказались никому не нужны
* эту “новую рыночную цену” дает рынок
в 1645 году цена луковицы тюльпана составляла лишь 1% от цены, которую за нее давали за десятилетие до этого.
* чем сильнее коррекция – тем основательнее пересмотрены взаимоотношения и тем сильнее будет импульс СТАРШЕГО ТФ
* коррекция (кризис) – это насильственное изъятие капиталов, накопленных большей частью (свыше 90%) населения за тот период бычьего тренда, коррекцией к которому выступает данный кризис
Пузырь надувается дольше, чем лопается.
Вывод
История преподает нам урок оптимизма.
Несмотря на все негативные последствия для «нетюльпановых» отраслей, позитив можно выделить в том, что кризис способствовал финансовой раскачке страны, в появлении бирж и фьючерсной торговле. Именно этот период принято считать “золотым веком” Нидерландов. Также была создана Объединенная Западно-Индийская компания, которая занималась судоходством и торговлей с государствами Юго-Восточной Азии. Деятельность этой компании привела не только к небывалому притоку товаров из Восточной и Западной Индии, но и к взаимопроникновению двух разных культур. “Тюльпанная лихорадка” стала своеобразной “прививкой” для голландского бизнеса – на протяжении двух столетий голландцы крайне редко ввязывались в супервыгодные, но и суперрисковые бизнес-проекты.
Когда-то у голландцев был один национальный символ – ветряная мельница. В XVII веке к мельницам добавились тюльпаны. Сегодня выращивание тюльпанов – основная отрасль голландского бизнеса. Пятую часть площади Нидерландов используют для выращивания луковиц. Ежегодно около двух миллиардов луковиц отправляются в 80 стран мира.
Самая большая биржа цветов расположена в городе Алсмере. Аукцион интересен не только тем, что вместо привычных акций и облигаций деловые люди вовсю торгуются о цене цветов, но еще и тем, что торги проходят не по привычному нам, а по обратному сценарию. Вначале устанавливается самая высокая цена на цветочные луковицы и постепенно снижается до того момента, пока не найдется покупатель. Если желающих и вовсе нет, значит, этот сорт не выдержал конкуренции и отбраковывается. Биржа обслуживает 1000 человек, за час работы продавая миллион тюльпанов и три миллиона роз.
Ежегодный парад цветов, устраиваемый более 50 лет, поражает своим масштабом и красотой. Общий маршрут цветочной процессии, демонстрирующей последние тенденции голландского цветоводства и флористики, составил целых 80 километров! Целое море цветов, музыка, костюмированные представления – и все это абсолютно бесплатно.
Послесловие
Как мы видим, даже в одном из первых финансовых кризисов, известных человечеству, ясно видны все признаки раздувающегося пузыря. Полностью надуманная ценность достаточно легко воспроизводимого объекта инвестиций, в виде луковицы тюльпана, породило общенациональную истерию. Вывод средств из реального производства, объектов накопления, недвижимости, продуктов натурального хозяйства (являющимися в то время свободно конвертируемым платежным средством) резко повысило как ликвидность, так и цену луковиц тюльпана. Для рядового населения стало очевидно, что заниматься реальным производством и натуральным хозяйством просто невыгодно по сравнению с прибылью, получаемой от операций с «новым золотом». Начался сильнейший экономический перекос в масштабах страны. Катализатором процесса стал введенный фьючерсный механизм. Отсюда такое резкое и стремительное падение.
Невольно возникает вопрос: «Что-то это все очень сильно напоминает?» Вспомним падение доткомов в 2000-м году, до которого мы еще дойдем в свое время. Параллели очевидны – зачем копить на старость, держать деньги под 5% годовых на депозитах, инвестировать в собственное дело с оттянутыми сроками окупаемости, если без особенных проблем на акциях высокотехнологичных компаний можно «сделать» 50-100% годовых. Поэтому мы и будем искать параллели прошлых событий с кризисами современности.